Игорь Подгорный - дневник бывшего москвича (igorpodgorny) wrote,
Игорь Подгорный - дневник бывшего москвича
igorpodgorny

Categories:

Химкинский лес: от Ленинградки до Старбеево


Фото: © Игорь Подгорный


Фото: © Игорь Подгорный

На сегодняшний день выбран худший из всех вариантов трассы Москва - Санкт-Петербург утверждается в докладе "Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15-58 км", подготовленного экспертами коалиции «За леса Подмосковья».
"...маршрут, который был избран изначально, он совсем не идеальный, он не лучший. И сделано это было в силу известных причин, о которых я говорил, в силу того, что федеральная власть не стала спорить с руководством Москвы, а руководство Москвы руководствовалось другими соображениями при принятии этого решения просто для того, чтобы развить целый ряд коммерческих проектов. И в данном случае я считаю, что государственные интересы были принесены в угоду коммерческим интересам отдельных людей, которые в тот момент влияли на принятие решений" - сказал Дмитрий Медведев на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
А сегодня состоялся пресс-тур в Химкинский лес. Журналистам рассказали о возможных альтернативных маршрутах трассы, показали их на местности, провели по самому лесу. Откровенно говоря, до сегодняшнего дня мне лично было трудно сопоставить все факты о проблеме. Но после сегодняшней поездки все окончательно стало на свои места: ослиное упорство чиновников в их стремлении уничтожить Химкинский лес не имеет ничего общего с желанием решить транспортную проблему.
Всех желающих детально разобраться в проблеме и предлагаемых решениях я еще раз направляю к 76 страничному документу с результатами независимой экспертизы.



Все началось на севере Москвы, недалеко от станции метро Речной Вокзал. Лидер движения в защиту Химкинского леса - Евгения Чирикова дает первые интервью.


Участник пресс-тура.


Алексей Книжников из WWF рассказал о проблеме и о том, какие меры по ее решению предпринимались.


Всем журналистам раздали текст заключения независимой экспертизы.


Который они тут же начали изучать.


Первая остановка на Ленинградке.


Движение из Москвы в область. Слева виден второй мост, который строят для расширения Ленинградки.


Евгения Чирикова в стотыщмильенный раз объясняет журналистам, что трассу можно построить без ущерба для леса. Например, в зоне отчуждения ЛЭП, которую с помощью современных технологий можно недорого упрятать под землю.




Едем дальше. Вот она - причина пробок. Бесконечные торговые центры. Строящиеся и уже построенные.


Вот эту ЛЭП можно спокойно спрятать под землю. А ширины полосы отчуждения хватит не на одну дорогу.




Это самая широкая часть уже вырубленной просеки. Недалеко от аэропорта Шереметьево. На сегодняшний день вырублено около 27 га леса. Что совсем немного (предполагалось вырубить 150 га). Вырубленная часть составляет всего 1,5% от общей площади Химкинского леса! Эта территория спокойно зарастет молодыми деревьями лет за 10-15. А если помочь, то и быстрее. Так что утверждения о том, что лесу уже не помочь и бороться уже не за что (а такие слова можно нередко прочитать в СМИ) - это неправда.


Еще один участок, где видна просека. В этом месте ее ширина не превышает 30-40 метров.


А вот это же место, снятое в июле прошлого года.


В поселке Старбеево до сих пор висят летние объявления.


Об экологической важности сохранения единого массива Химкинского леса рассказывает руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко. Сегодня утром Алексей написал на Лесном форуме Гринпис слова, которые стоит выучить всем, кто до сих пор уверен, что изменить ситуацию невозможно: почти ровно двести лет назад некто Наполеон Бонапарт - тоже француз, как и компания "Винчи", основной исполнитель "Химкинской трассы" - овладел Москвой и другими окрестностями Химкинского леса, и уже почти праздновал победу. Тоже, видимо, полагал, что с жадной и недалекой знатью он легко справится - кого-то подавит, кого-то купит, а забитый и бесправный народ просто не принимал во внимание. Но как раз этим самым народом, который тогда был еще более забитым и бесправным, чем сейчас, Бонапарт был бит, изгнан и полностью побежден.


Следующий пункт программы - знаменитая Химкинская дубрава.


На кормушке кто-то написал стихи о Химкинском лесе, которые Евгения прочитала вслух.


До сих пор на деревьях висят таблички с недавней акции.










Лыжник едет по "трассе Москва - Санкт-Петербург".


Родник Святого Георгия. Сюда приезжают за водой и старушки с санками и молодые люди на дорогих иномарках.


Эта жительница Химок рассказала, что вода замечательная, другую она пить не может. Женщина переживает за судьбу леса. Она пожелала удачи всем, кто борется за его сохранение.




Эта троица постоянно была рядом с участниками пресс-тура. Один из них все снимал на камеру. Говорят, что это местные борцы с организованной преступностью. Что ж..., достойное применение сил.

Все фото: © Игорь Подгорный

Краткие итоги независимой экологической экспертизы проекта участка платной скоростной автомагистрали, проходящей через Химкинский лес
В ноябре-декабре 2010 года и январе 2011 года экспертная комиссия, состоящая из семнадцати российских специалистов, провела независимую экологическую экспертизу проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км (как раз этот участок дороги, в соответствии с выбранным Правительством РФ вариантом прокладки, проходит через Химкинский лес).
В состав комиссии вошли семнадцать экспертов в области охраны окружающей среды, экологического права, лесоведения, градостроительства и развития транспорта. Работа комиссии проходила под председательством доктора юридических наук, академика РЭА, заслуженного эколога России, заместителя Председателя национальной экологической аудиторской палаты, члена диссертационного совета Института государства и права РАН по экологическому, природноресурсному и аграрному праву Т.В.Злотниковой. В результате работы комиссии был подготовлен 73-страничный документ, в котором дается всесторонняя оценка как выбранного Правительством РФ варианта прокладки автомагистрали, так и альтернативных вариантов ее прокладки и других способов решения транспортных проблем в пределах городского округа Химки и сопредельных территорий. Кроме того, в документе приводятся данные о нарушениях прав граждан и других неблагоприятных последствиях выбора варианта прокладки дороги через центральную часть Химкинского леса.
В ходе экспертизы было установлено и подтверждено, что:
а) Химкинский лес имеет уникальную для Московской агломерации (Москвы и непосредственно примыкающих к ней поселений) природную и средообразующую ценность, которая неизбежно будет утрачена при прокладке автомагистрали в соответствии с выбранным Правительством РФ вариантом;
б) проведенные до настоящего времени работы (вырубка просеки по оси трассы) пока не привели к существенному снижению природной ценности Химкинского леса, за исключением очень небольшого участка вблизи аэропорта Шереметьево, и их последствия пока могут быть быстро и без больших затрат ликвидированы;
в) негативные последствия прокладки автомагистрали через центральную часть Химкинского леса приведут к нарушению конституционного права на благоприятную окружающую среду примерно миллиона человек, проживающих на севере Москвы и в прилегающих городах и районах Московской области;
г) ухудшение качества окружающей среды для жителей севера Москвы и непосредственно прилегающих участков Московской области в результате прокладки автомагистрали через центральную часть Химкинского леса будет необратимым - компенсационные мероприятия могут улучшить качество окружающей среды лишь на других, значительно удаленных, территориях;
д) прокладка автомагистрали в соответствии с выбранным Правительством РФ вариантом не отвечает общественным интересам в области развития транспорта, и не является оптимальным способом решения транспортных проблем в городском округе Химки и на сопредельных территориях, а также проблем междугороднего автомобильного сообщения;
е) существует не менее одиннадцати вариантов прокладки современной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, отвечающей существующим и перспективным потребностям развития транспортной системы Российской Федерации, в том числе таких, которые не требуют сноса жилых домов и не ведут к уничтожению ценных природных территорий;
ж) при обосновании и выборе варианта прокладки автомагистрали через Химкинский лес было допущено значительное количество нарушений действующего законодательства, ряда конституционных прав граждан, а также совершен ряд действий, содержащих признаки наличия коррупционной составляющей;
з) заявленные параметры трассы (скорость движения - 150 км в час) не соответствуют объективным потребностям автомобильного транспортного сообщения на рассматриваемом участке, где около двух третей автомобильного потока приходится на локальный трафик, а снижение установленных требований к скоростному режиму значительно увеличивает количество вариантов решения транспортных проблем;
и) существующие транспортные проблемы городского округа Химки связаны прежде всего с недостаточностью общественного транспорта, развитие части компонентов которого (электротранспорта) остановилось на уровне 60-х - 70-х г.г. прошлого века, и данная проблема не решается путем прокладки платной скоростной автомагистрали.
Экспертная комиссия отмечает, что, согласно проводившимся в последние месяцы опросам общественного мнения, около двух третей россиян и жителей столичного региона не поддерживают строительство платной скоростной автомобильной дороги через Химкинский лес.
Экспертная комиссия считает, что при принятии решения о строительстве скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км необходимо рассматривать не только интересы конкретного частного проекта, но и в целом интересы развития транспортной системы столичного региона и всей Российской Федерации. Чрезмерная концентрация транспортных потоков в Москве, к усилению которой ведет в том числе реализация данного проекта, является источником множества разнообразных социальных и экологических проблем, ведет к чрезмерной концентрации экономической деятельности и населения, и создает угрозу безопасности страны. Эта угроза не была учтена при проекте строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км.
С учетом всего вышеизложенного, экспертная комиссия предлагает:
1. Отказаться от проекта строительства платной скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км в его нынешнем виде, как от экологически опасного проекта, реализация которого связана с многочисленными нарушениями законодательства и конституционных прав граждан, и не ведет к оптимальному решению транспортных проблем.
2. Обеспечить комплекс первоочередных и быстрореализуемых мер, направленных на решение транспортных проблем пригородного и междугороднего сообщения на территории городского округа Химки, включая расширение существующего Ленинградского шоссе в Химках до той ширины, которая обеспечена в Москве, оптимизацию движения пригородных электропоездов, и другие.
3. Восстановить прежний статус Химкинского леса, вернув в состав лесопарковой зоны изъятые из нее участки.
Комиссия также предлагает ряд мер более общего характера, направленных на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и минимизацию конфликтных ситуаций при реализации проектов, связанных с пригородными лесами, строительством инфраструктурных объектов.


Отличные фотографии одного из участников пресс-тура, блогера Виталия Рагулина
Tags: Химкинский лес, репортаж, фото, экология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments